Научно-внедренческая
лаборатория
физиолого-здравоохранительных
проблем
образования (ФЗПО)
Администрации
Московской области
г.
Сергиев Посад Московской области
Девиз
деятельности:
“Спасём детей - спасём Россию!”
Лаборатория,
созданная в 1991 году как межведомственное
научно-практическое подразделение при
Администрации Московской области,
осуществляет фундаментальные и прикладные
научные исследования по проблемам
физиолого-здравоохранительной структуры,
содержания и технологий учебно-воспитательного
процесса, методологии образования и
прикладной педагогики, а также ведёт
экспериментальную и внедренческую работу.
Стратегической целью деятельности лаборатории
является разработка и реализация целостной
межведомственной программы по
формированию региональной (в перспективе -
государственной) политики “Здорового
гармонично раскрепощённого развития детей
и подростков России”, направленной на
спасение возрастающих поколений страны (детей,
подростков и молодёжи) от нарастающей
популяционно-биологической и духовно-нравственной
катастрофы, обусловленной в первую очередь
“традиционной” системой воспитания и
обучения детей в семье и школе.
Для
достижения этой цели лаборатория решает
следующие задачи и осуществляет следующие
направления деятельности:
1. Научно-исследовательская
работа.
- раскрытие
физиологической структуры и содержания
процессов раскрепощения физического,
психического и интеллектуального развития
детей и подростков;
- проведение медико-педагогической
экпертизы дидактических технологий,
содержания традиционных и
экспериментальных учебных планов, программ
и технологий с точки зрения их соответствия
структуре психофизиологических процессов;
- разработка
природосообразных, адекватных законам
функционирования сенсорных систем ребёнка
структуры, содержания и технологий учебно-воспитательного
процесса;
- разработка научных
подходов к индивидуальному проектированию
учебно-воспитательных программ с учётом
конституциональных, половых,
этноэкологических и этнокультурных
особенностей развития детей;
- разработка
физиологических аспектов проблемы
непрерывности в дошкольном и школьном
воспитании и обучении;
- проектирование Среды
обитания, мебели, оборудования, средств
сенсорной дидактики, обеспечивающих
здоровое развитие детей в процессе учебной
деятельности;
- проведение исследований
в области методологии образования и
прикладной педагогики;
- организация
экспериментальной работы в детских
дошкольных учреждениях и школах;
- разработка критериев и
технологии оценки эффективности работы
дошкольных учреждений и школ по
физическому, психическому,
интеллектуальному и духовно-нравственному
развитию детей.
2. Внедренческая
деятельность.
- разработка принципов
региональной (государственной) политики “Здорового
гармонично раскрепощённого развития детей
и подростков”;
- выработка действенных
механизмов осуществления такой политики на
базе реализации межведомственной
программы внедрения в систему народного
образования (воспитания и обучения детей и
подростков) здравоохранительных
технологий и создания всех необходимых
условий для здорового гармонично-раскрепощённого
развития детей и подростков как на уровне
субъектов Федерации, так и в масштабах всей
страны;
- создание на местах (в том
числе на уровне отдельных образовательных
учреждений) эффективных механизмов
управления и самоуправления по реализации
данной программы, а также механизмов
контроля общества и государства за
полученными результатами;
- разработка и запуск
целостной программы массовой экспресс-диагностики,
качества и эффективности нравственного,
психического и телесно-физического
развития детей и подростков в регионах -
субъектах Федерации;
- на основе выборочного
репрезентативного метода организация и
осуществление научных исследований в
различных регионах Российской Федерации с
целью оценки происходящих во времени
сдвигов в нравственном, психическом и
теслесно-физическом развитии и здоровье
детей и подростков детей; подготовка
оперативной и стратегической информации
руководителям регионов и Правительству
Российской Федерации о динамике
нравственного, психического и телесного
развития и здоровья детей и подростков в
различных регионах Российской Федерации и
в целом по стране.
- оказание научной, консультативно-методической и
организационной помощи регионам
Российской Федерации в реализации
программы “Здоровое гармонично
раскрепощённое развитие детей и подростков”;
- сравнительная оценка
эффективности работы администраций
субъектов Федерации по здоровому
гармонично-раскрепощённому воспитанию и
обучению детей и подростков;
- организация запуска в
серийное производство запатентованных
технологий и технических средств,
разработанных д.м.н. В.Ф.Базарным и его
сотрудниками и предназначенных для
реализации программы “Здоровое гармонично-раскрепощённое
развитие детей и подростков”;
- работа с иностранными
государствами по патентованию изобретений
д.м.н. В.Ф.Базарного и его сотрудников, а
также продажа технологий и технических
средств, предназначенных для реализации
программы “Здоровое гармонично-раскрепощённое
развитие детей и подростков”.
3. Издательская,
культурно-просветительская,
образовательная, рекламная и др.
информационная деятельность.
- подготовка и издание
научных тематических сборников, брошюр,
учебных программ, учебных и методических
пособий и т.д.;
- производство,
эксплуатация и распространение (в том числе
на коммерческой основе) кино-, аудио- и
видеопродукции (создание учебных, научно-популярных
и документальных кино- и видеофильмов и
программ);
- подготовка и проведение
научно-практических конференций,
симпозиумов, семинаров и "круглых столов",
посвященных актуальным проблемам
разработки и внедрения в систему народного
образования природосообразных
здравоохранительных педагогических
технологий;
- подготовка и
переподготовка кадров для реализации
программы “Здоровое гармонично-раскрепощённое
развитие детей и подростков”;
- участие в разработке и
реализации российских национальных и
международных гуманитарных программ и
проектов в сфере обеспечения духовно-нравственного,
психического, интеллектуального и телесно-физического
здоровья человека и условий его
полноценной жизни.
Лаборатория ФЗПО имеет 44 патента
на открытия и изобретения.
Её разработки применяются в
сотнях учебных заведений в России
и за рубежом, неизменно давая
положительные результаты.
Перечень
направлений
запатентованных технологий
лаборатории
доктора В.Ф.Базарного
1.
Группа технологий, повышающих потенциал
гармоничного
развития
ребёнка на ранних этапах детства
1.
Приёмы и технические устройства раннего
формирования родоразрешающего ритма у
беременных.
2.
Приёмы и технические средства, повышающие
эффективность адаптации новорождённого к
гравитации Земли.
3.
Адекватная генетической природе сенсорных
ритмов среда обитания младенца.
4.
Приёмы и технические устройства
раскрепощения и развития
нейродинамических функций головного мозга
младенца.
5.
Технологии глубинного запечатления ритма,
мелодии и гармонии.
6.
Техническое устройство и приёмы раннего
формирования образного тактильно-мышечного
чувства.
7.
Технологии раннего формирования
синтетического телесно-моторного, в т.ч.
зрительно-ручного чувства.
2.
Группа технологий, повышающих потенциал
гармоничного
развития
детей в дошкольном возрасте
1.
Технологии и технические средства
обустройства среды для раннего
формирования мужественно-волевых качеств у
мальчиков.
2.
Технологии и технические средства
обустройства среды для раннего
формирования женственных качеств у девочек.
3.
Технологии и технические устройства
формирования телесно-детородной
конституции у девочек.
4.
Технологии раннего глубинного
формирования установок чувств (души) на
добро, нравственность, справедливость и
силу духа.
5.
Технологии формирования дистантной
жестово-образной семантики.
6.
Пололичностно ориентированное
функционально-развивающее обустройство
пространства вокруг детского сада и
начальной школы.
3.
Группа технологий для организации процесса
обучения
на
основе законов свобод и раскрепощения
природы ребёнка
1.
Методика и технические устройства оценки
уровня школьной зрелости.
2.
Сообразная сенсорным ритмам учебно-познавательная
Среда.
3.
Приёмы и технические средства раннего
овладения чтением-письмом-рисованием
в режиме сохранения и развития чувства
перспективы.
4.
Технические устройства предупреждения
психомоторного закрепощения и утомления
учащихся в процессе чтения-письма.
5.
Графические прописи, сообразные природе
эндогенных ритмов ребёнка. Методика
проектирования индивидуальных прописей.
6.
Набор мебели, обеспечивающей выполнение
зрительно-умственных работ в режиме
телесной вертикали и телесно-моторной
свободы (64 типа).
7.
Набор широкоформатных экологических панно
для обучения детей в режиме сюжетно-образного
моделирования.
8.
Наборы технических средств для обучения
детей в режиме телесно-поисковой
активности в свободном пространстве.
9.
Конструкция и приёмы обучения детей
быстрому и осмысленному счёту.
10.
Сенсорная матрица для раннего формирования
у детей чувства метризации и исчисления
пространства.
11.
Настольные и напольные сенсорные
конструкции для овладения детьми образно-математическим
мышлением.
12.
Комбинированный учебный класс для
проведения совместных учебных и
физкультурно-оздоровительных занятий
детей.
13.
Технические устройства коррекции
возникших в процессе учёбы отклонений в
развитии зрения, а также нарушений осанки и
сколиозов.
14.
Техническая система раннего развития
вестибуло-координаторно-мышечного чувства
с целью повышения потенциала
профессиональной ориентации детей и
подростков.
15.
Открытая дидактическая площадка.
Адрес
лаборатории:
141300,
Московская область, город Сергиев Посад,
проспект
Красной Армии, дом 136.
Тел/факс:
Из
Москвы - (254)
2-44-61,
из
других городов - (09654)
2-4-61.
Контактные
телефоны в Москве: 322-06-16,
397-31-44.